Тест-драйв бронемашины ГАЗ-40

Вторая Мировая война стала ареной для битвы моторов, где лучшие умы стран-участниц соревновались в постройке самых маневренных и защищенных броневиков ближнего боя. Почти все операции проходили при поддержке танковых подразделений пехотой, которую также надо было как-то доставить на место сражения. Именно эту службу и нес наш сегодняшний герой.

Изначально пехотинцев доставляли к месту сражения на обычных грузовиках, но на практике на этой затее быстро поставили крест. Бойцы, располагавшиеся в кузове грузовика, становились отличной мишенью для противника, да и проходимость груженых автомобилей по пересеченной местности оставляла желать лучшего – пехоте был нужен собственный бронированный транспорт.

Первые опыты создания бронеавтомобилей в СССР выявили основные недостатки этого класса автомобилей: перетяжеленные броневики с приводом на одну ось легко вязли на проселках и не могли обеспечить доставку необходимого количества пехотинцев. Проблему попытались решить, построив бронетранспортер на базе крошечного полноприводного БА-64 – бронеавтомобиль с индексом «Е» мог вместить шесть человек. Некоторое количество таких бронетранспортеров поступило в разведывательные подразделения, но широкого распространения броневик не получил: сказывалась малая пассажировместимость, отсутствие вооружения для самообороны и стесненные условия десантников внутри. Анализируя полученный опыт, конструкторы Горьковского автомобильного завода пришли к выводу, что построить многоместный броневик из командирского джипа просто невозможно.

Снаружи

При создании нового бронетранспортера конструкторы ГАЗа руководствовались максимальной унификацией с автомобилями, выпускаемыми на предприятии. Первые прототипы, обозначенные в заводской документации как «Объект 141», вышли из заводских ворот в 1947 году. По требованиям военных новый броневик должен был обеспечивать перевозку до восьми пехотинцев в полной амуниции по пересеченной местности, с бронезащитой от попадания пуль и осколков, а для обороны и поддержки пехоты его предполагалось оснастить пулеметом.

На фото: White M3A1 Scout Car

Изучив ближайшие зарубежные аналоги, специалисты ГАЗа взяли за прототип американский бронетранспортер М3А1 Scout Car, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Основными агрегатами с новым отечественным бронетранспортером, поступившим на вооружение Красной Армии под именем БТР-40, поделился внедорожный грузовик ГАЗ-63. У него, например, позаимствовали рядную «шестерку», получившую индекс «ГАЗ-40» и отличавшуюся от обычного мотора иным карбюратором, что позволило увеличить мощность двигателя с 70 до 80 л. с., и коробкой передач. Поскольку мотор был полностью спрятан под бронированным капотом, пришлось спешно продумывать систему охлаждения. По наследству от «63-го» достались БТР-40 и мосты, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах и снабженные рычажными амортизаторами двухстороннего действия, а также раздаточная коробка, объединенная с демультипликатором, который имел понижающую и прямую передачи. Передний мост отключался вручную, при этом, чтобы не сломать систему при движении на заднем приводе, рычаг «раздатки» блокировался.

На фото: ГАЗ-63

В отличие от своего штатского «коллеги», «сороковой» не имел рамы. Вместо неё несущую основу играет сварная бронекапсула, призванная защитить экипаж от попадания пуль и осколков.

Самая толстая броня спереди – там толщина лобового листа достигает 12 мм, а по бокам – уже не более 6-8 мм.

Правда, вся эта защита кажется ненужной после того, как узнаешь, что этот БТР – кабриолет. Крыши как таковой у автомобиля нет – ее роль заменяет брезентовый тент, способный укрыть бойцов разве что от непогоды.

Сделано это было после того, как оказалось, что получившаяся машина оказалась перетяжеленной для «газоновского» движка.

Однако военных бронетранспортер удовлетворил. На испытаниях он преодолевал брод глубиной до 0,9 метра, подъемы крутизной под 30 градусов и рвы шириной до 0,75 метра, ведь дорожный просвет машины составляет весьма впечатляющие 276 мм, а для пущего повышения проходимости БТР оснастили 18-дюймовыми шинами с протектором в виде «косой елки», характерной для большинства отечественных внедорожных автомобилей. При этом максимальная скорость машины по пересеченной местности достигала 35 км/ч, а на хороших дорогах этот показатель можно было увеличить вдвое. Добавьте к этому двухтонный прицеп на буксире – и вы получите вполне удобную и многоцелевую машину для нужд разнообразных войск.

И еще одна деталь, сразу заметная при беглом взгляде на переднюю часть машины – это мощная цепь передней лебедки. Оказывается, она здесь механическая и имеет привод от коробки отбора мощности, причем трос, разматывающийся аж на 75 метров, вполне легко вытягивает машину из «плена».

Внутри

Чтобы пробраться в салон, нужны навыки эквилибриста: узкая бронедверь открывается под острым углом, прикрывая седоков от возможного обстрела. Чтобы забраться внутрь, нужно влезть в неудобный лаз, ужом ввертываясь за гигантскую «баранку» рулевого колеса. Впрочем, при наличии навыка посадка на обитую кожзамом табуретку – процедура не самая сложная.

Несмотря на высоту, на которую приходится забираться, посадка на этой табуретке очень низкая. Кажется, что это спорткар и что до земли – всего несколько сантиметров клиренса. Сложно отсюда и вылезти – чтобы не удариться о притолоку корпуса, нужно исполнить пару гимнастических элементов. Передние амбразуры оборудованы откидными бронекрышками, оснащенными пулестойкими «триплексами», прикрыв которые вы сводите обзорность машины до нуля. Форточек и боковых зеркал тут тоже нет – зато имеются смотровые щели, которые расположены на «скулах» корпуса слева и справа, они при необходимости блокируются наглухо, при этом обеспечивая хоть какой-то боковой обзор и вентиляцию водителю и командиру.

Еще сложнее приходится бойцам: ведь помимо мехвода и командира, БТР может принять на борт до восьми бойцов в полном вооружении. Сидеть на откидных десантных страпонтенах и табуретках с притороченной к броне мягкой обивкой некомфортно, но больше всего задаешься вопросом – как бойцы в полном обмундировании с «калашниковыми» наперевес быстро запрыгивали и выскакивали из машины? Оказывается, все просто: для спешивания бойцов предназначена двустворчатая дверь в корме корпуса.

При первом взгляде на переднюю консоль (если эту железяку вообще можно сравнить с панелями современных автомобилей) глаза разбегаются – ведь такое количество тумблеров и рычажков наверняка вводило в ступор солдат-срочников.

Ан нет: специально для пользователей конструкторы оставили «руководство по эксплуатации» – спереди разместился целый иконостас из табличек, информирующих всех несведущих о схеме переключения передач, правильности подключения переднего моста или работы систем охлаждения. На панели приборов множество стрелочных шкал, среди которых оказались спидометр и аж два датчика температуры – системы охлаждения двигателя и температуры масла.

Интересный факт:

На ранних броневиках специально для лучшей читаемости приборов ночью шкалы и указатели покрывались тонким слоем соли радия. Разумеется, радиоактивный металл ощутимо «фонил»: местами счетчик Гейгера зашкаливал на отметке 8 000 микрорентген в час (для сравнения, природный фон радиации обычно составляет 30 мкР/ч!). Однако ничего ужасного в этом не было – по крайней мере для тех, кто не намеревался нюхать или лизать эти приборы: благодаря высокому рассеиванию гамма-лучей на дистанции в один метр радиоактивный фон падал до естественного. К тому же соли радия активно применялись и в других советских приборах военного комплекса, пока не были найдены более безопасные заменители. Нет радиоактивных элементов и у нашего героя – в процессе реставрации он получил приборы, которые для лучшей читаемости покрыли безвредным люминофором.

Для связи с войсками командиру полагается радиостанция Р-113, короб которой разместился перед командирским сиденьем. Штатно БТР комплектовался пулеметом Горюнова калибром 7,62 мм, которым экипаж мог успешно отбиваться как от низколетящих воздушных целей, так и вести огонь по живой силе противника, а также – прикрывающий огонь для десантирующихся пехотинцев. Наша машина – разумеется, демилитаризованная, то есть пулемет с неё демонтирован, но хранится совсем рядом – в гараже у хозяина. Ну а в реальных боевых условиях и сами бойцы могли вести огонь прямо на ходу – через четыре лючка-бойницы в бортах машины.

За рулем

Чтобы оживить «газоновское» сердце нашего броневика, потребуется целая процедура. Забудьте о простом повороте ключа зажигания! Сначала тумблером надо включить «массу», без этого на военных автомобилях никак – отключив рычажок, мы полностью обесточиваем машину, а не выключаем мотор. Ищу следующий тумблер на панели приборов: зажигание. Щелчок – и выжимаем напольную педаль стартера, предварительно не забыв вытянуть ручку подсоса на себя (вы ведь не забыли, что наша машина карбюраторная?). Вот теперь можно и трогаться – правда, появилась новая задача: сдать назад.

Обзора назад тут нет, ориентируюсь только по вынесенным далеко вперед зеркалам заднего вида, установленных владельцем и хоть как-то облегчающим маневрирование. Ни на одной машине их не было, а для помощи неопытному водителю в осознании габаритов БТР-а на передних крыльях примостились кругляши белого цвета. Зад на табуретке без каких-либо ремней безопасности (а зачем?), руки обнимают обод руля, размерами превосходящий колесные диски этих ваших кредитных Фокусов, ноги на педалях, взгляд – в триплексы лобового стекла, и в голове уже звучит гагаринское: «Поехали!».

Помните про усилители руля, которые имели вполне широкое распространение в те годы? Забудьте и про них! Назовите меня сексистом, но БТР – машина для настоящих мужиков, ведь чтобы повернуть рулевое колесо, нужно приложить недюжинную силу. Выжимаю длинноходную педаль сцепления, немного раскручиваю нижневальную «шестерку», почти неслышно работающую на холостых оборотах, и пятитонная махина начинает движение, издавая ласкающий слух низкочастотный гул, создающий впечатление монументальности и прочности. Если вы ожидали от БТР какой-то динамики в разгоне с места до максимальной скорости в 60 км/ч, то я вас огорчу. Разгон – как у груженого грузовика, уверенный и нерасторопный. И это недалеко от истины – ведь мы уже усвоили, что основные агрегаты тут позаимствованы от полноприводного брата ГАЗ-51, модели ГАЗ-63.

Но самое интересное начинает происходить при переключении передач – ведь коробка тут несинхронизированная, и для правильного включения нужной передачи нужно осваивать хитрую науку переключения с двойным выжимом. Хотя это для нас сегодняшних это экзотика, пережиток прошлого, а в годы молодости этой машины владение этой техникой было обязательным для водителя, чтобы он быстро не вывел из строя трансмиссию.

Даже остановить броневик не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Я плавно выжимаю педаль тормоза, а машина… не тормозит. Что такое? Ласкового отношения БТР не любит – на педаль нужно давить, словно давишь кованым сапогом капиталистическую гидру, и только после этого пятиметровая махина соизволит остановиться. Да-а, а ведь на нем служили – успели «сороковые» и повоевать в локальных конфликтах по миру.

Впервые проверку на прочность в боевых условиях «сороковой» прошел в конфликте в Венгрии в 1956 году. Использовали его и на Ближнем Востоке, и в Юго-Восточной Азии, а в ряде стран эти машины даже состояли на вооружении и даже получали собственные модификации. Так, в Индонезии нашему герою сварили закрытый бронекорпус, на который водрузили башню с пулеметом. После обновления парка мотострелковых войск более современными бронетранспортерами «сороковые» передавались в другие роды войск, где использовались для учебных целей или в качестве машин войскового обеспечения. С вооружения России последние БТР-40 были сняты в 1993 году.

История покупки

Как вы думаете, где можно купить такой БТР? Съездить на один из военных полигонов, где, возможно, вам повезет найти остатки броневика, тихо ржавеющие на задворках и ожидающие своей участи быть сданными в ближайший пункт металлолома? Все гораздо проще. Алексей, будущий владелец, нашел его по объявлению на Авито (в очередной раз удивимся – чего же там только нельзя приобрести!), где продавался корпус с документами. Выкупив броню, Алексей привез его в Москву, где и начался долгий и кропотливый процесс реставрации. Фактически, от оригинальной машины Алексею достался только бронекорпус, который впоследствии отпескоструили и привели в форму. Силовым агрегатом, «раздаткой», карданами и мостами поделился донорский ГАЗ-63, а все детали были отмыты, перебраны и заново окрашены.

Очень многие вещи Алексею пришлось создавать с нуля по сохранившимся историческим документам и фотографиям, но после завершения процесса восстановления машина почти полностью идентична оригиналу. Поскольку документы на автомобиль уже были оформлены заранее, Алексею пришлось лишь съездить в Гостехнадзор и зарегистрировать машину на свое имя. Кстати, для регистрации подобного авто необходимы права тракториста. Получив номерные знаки, БТР имеет полное право передвигаться по дорогам общего пользования. Впрочем, активная эксплуатация машины – явление нечастое, обычно БТР участвует во всевозможных праздничных мероприятиях и военно-исторических слетах.

История модели

Впервые широкой публике новый бронетранспортер был показан на военном параде 1951 года, когда несколько машин проехало по брусчатке Красной площади в день годовщины Великой Октябрьской революции. На базе бронетранспортера появилось множество модификаций, несших свою службу не только в мотострелковых, но и в пограничных или внутренних войсках. На его базе были построены тягачи противотанковых гаубиц и зенитные самоходные установки, оснащенные спаренным крупнокалиберным пулеметом КПВ. Использовали их и для командирских и штабных автомобилей.

На фото: ГАЗ 40 опытный (БТР 40) ‘1948

В 1956 году для защиты от ядерного оружия был создан бронетранспортер БТР-40Б, получивший закрытый бронекорпус, в котором размещалось только шесть десантников и два члена экипажа. Модификация была принята на вооружение в 1958 году. Также в те годы появилась и машина радиационной и химической разведки, получившая индекс РХ – она имела дополнительную систему очистки забортного воздуха, а также набор для взятия проб и измерения уровней радиации. Экипаж разведывательного бронетранспортера состоял из четырех человек.

На фото: ГАЗ 40 (БТР 40) ‘1950–60

Самым необычным вариантом стало переоборудование броневиков в железнодорожные бронедрезины. БТР-40ЖД мог перемещаться как по обычным дорогам, так и по рельсам с помощью стальных катков, размещенных на откидных консолях с пружинными амортизаторами. На железнодорожных путях дрезина могла разогнаться до скорости в 65 км/ч. С помощью двух переносных аппарелей два человека за 10 минут могли установить и снять машину с путей. Рельсовые БТР получили широкое распространение и несут службу в составе бронепоездов и по сей день, в качестве машин дозора.

Массовое производство БТР-40 было прекращено в 1960 году, когда его заменили более современными и проходимыми БРДМ-1 и ГАЗ-40П. Но это уже были совсем другие машины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *