Тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive

Очень точное название подобрали маркетологи Toyota для флагманской версии флагманского внедорожника. Ведь Executive можно перевести и как «руководитель», «администратор», «должностное лицо» или даже «начальник штаба», а можно — как прилагательное «исполнительный». Одно слово — и сразу понятно и то, кого видят в числе потенциальных клиентов, и что считают главными достоинствами.

Да и сама комплектация, как уверяют в представительстве Toyota, была создана в порядке исполнения пожеланий российских поклонников модели. А хотели они «больше Land Cruiser»: больше солидности, больше комфорта на дорогах и… больших способностей на бездорожье. И как прикажете совмещать несовместимое?

Совмещая несовместимое

Собственно говоря, вся эволюция больших рамных внедорожников Toyota, которые начинались с длиннобазных версий 40-й серии, шла в сторону повышения комфорта с условием сохранения внедорожного потенциала. 50-я серия, 60-я, 80-я, 100-я… Автомобили Land Cruiser давно стали в России культовыми, и заработанные ими прозвища это только подтверждают: «Кукурузер», «Крузак», «Круизёр»…

И не надо говорить, что они какие-то несерьезные. Любое прозвище — показатель того, что автомобиль не оставляет людей равнодушными. Сам культовый статус стал результатом найденного конструкторами Toyota баланса между респектабельностью, практичностью, выносливостью, скоростью, комфортом для обитателей салона и «всепролазностью».

Что можно улучшить? Например, для хорошей управляемости на высоких скоростях требуется изрядная жесткость подвески, для комфортного движения по грунтовкам и плохим дорогам подвеска, наоборот, должна быть мягкой, а преодоление рельефа требует больших ходов. Впрочем, рецепт известен: если в качестве упругих элементов использовать не пружины или рессоры, а пневматические баллоны или гидравлику, то параметрами подвески можно управлять, и очень быстро. Тем более, что подходящую конструкцию инженеры Toyota разработали еще в 1998 году, а с 2002 автомобили Lexus с такой подвеской «бегают» по дорогам России.

Из истории гидропневматики

Понятно, что 14 лет — это вполне достаточный срок для того, чтобы накопить приличный опыт и уверенно говорить о надежной работе схемы в непростых российских условиях. При этом надежность в данном случае — понятие ключевое. Многие конкуренты Toyota и Lexus выбрали более простую с технической точки зрения, а значит, и более дешевую схему на основе чистой пневматики. Действительно, что проще: берем пневмобаллон, помещаем его в открытый с одной стороны металлический стакан, опираем на него рычаг — и все работает.

Но… Достаточно вспомнить, сколько бились инженеры Land Rover над проблемой надежной работы пневмоподвески в зимний период. Ну а чистая гидравлика? Тоже не годится. Жидкости, как известно, не сжимаются, а посему годятся на роль упругих элементов не более, чем обычный лом (если, конечно, не использовать его в качестве торсиона). С помощью гидроцилиндров можно изменять высоту подвески, но, так или иначе, придется дополнить их чем-то, что будет демпфировать удары при наезде на неровности.

Это могут быть обычные пружины или рессоры: такую схему часто используют американские тюнингеры при постройке «танцующих» и «прыгающих» седанов. Эффектно, но, по сути, бесполезно… Но еще в 1954 году Андрэ Лефевр и Поль Маже придумали, как совместить достоинства гидравлики и пневматики, и оснастили свой великолепный DS-19 подвеской нового типа. Ее «сердцем» стали четыре гидроаккумулятора — герметичные металлические сферы, разделенные гибкой мембраной на две части. Верхняя часть заполнена инертным газом, в нижней находится некая жидкость. Специальная магистраль соединяет жидкость в гидроаккумуляторе с гидроцилиндром колеса. В итоге газ выполняет роль упругого элемента, а меняя давление в гидравлической части системы, можно управлять высотой и жесткостью подвески.

Такая же принципиальная схема использована и в гидропневматической подвеске Toyota. Самое главное, что гидроаккумуляторы не подвержены износу, а все уязвимые части системы: гидравлический насос, магистрали и сами гидроаккумуляторы – расположены выше уровня рамы, в недоступных для механических повреждений местах. Ну а теперь, вооруженные знанием истории и теории, давайте посмотрим, как конструкторы Toyota использовали предоставленные им возможности.

Сумотори меняет имидж

Но сначала немного о внешности. Нужно сказать, что лично мне изменения в облике «двухсотки» пришлись по душе. В оформлении передней части добавилось хрома, очертания облицовки стали жестче, появились лихие хромированные «усы», отделяющие фары головного света от дневных ходовых огней, более рельефным стал капот. В общем, все выглядит так, как будто обманчиво пухлый борец сумо решил всерьез заняться своим имиджем и сделать его более брутальным.

Но это относится ко всем обновленным Land Cruiser 200 2016 модельного года. Флагманская комплектация Executive отличается еще и стильными накладками на передний и задний бамперы, а также 20-дюймовыми колесными дисками с шинами размерности 285/50 R20. К разговору об этих накладках мы еще вернемся…

Гораздо больше изменений можно увидеть в салоне. Прежде всего, еще в прошлом году обновленный Land Cruiser избавился от фирменного расположения мелких органов управления в стиле «взрыв на кнопочной фабрике»: практически все клавиши собрались в логичные группы.

В Executive таких органов управления прибавилось, поскольку появились крупные кнопки, заведующие режимами работы гидропневмоподвески и, собственно, высотой подъема кузова. И разместились они там, где им и место: на трансмиссионном тоннеле, рядом с селектором коробки и органами управления, отвечающими за внедорожные режимы движения.

Принцип практичной роскоши

Ну а общий стиль интерьера я бы определил как «практичную роскошь». «Практичная» потому, что роскошь как таковая не стала для дизайнеров интерьера самоцелью. Скорее, они пытались добиться максимального комфорта. В интерьере неожиданно много пусть качественного, но пластика. Например, из него выполнена вся передняя панель. Но вот в области, где колени водителя и переднего пассажира могут соприкасаться с центральной консолью, сделаны этакие кожаные подушечки с аккуратной отстрочкой.

Сиденья — естественно, тоже обтянуты высококачественной кожей. Они имеют довольно развитую боковую поддержку, но в целом весьма широкие и вальяжные. Зимой — включаешь подогрев, летом — вентиляцию. Климат-контроль — четырехзонный, причем у обитателей второго ряда сидений есть свой собственный пульт управления.

Под правой рукой — широченный бокс-подлокотник, тоже обтянутый кожей, и не просто бокс, а бокс-холодильник, куда отлично поместятся четыре бутылочки воды или прохладительных напитков.

В Land Cruiser вообще много всяких емкостей, включая отформованные в карманах дверей ниши под большие бутылки и специальную нишу с беспроводным зарядным устройством для телефонов, а перчаточный ящик разделен по горизонтали полочкой.

Единственным элементом «роскоши ради роскоши» стал руль со вставками из темного дерева. По мне, так чисто кожаный руль ничуть не понизил бы градус статусности, а вот тактильные ощущения стали бы куда лучше. Дерево, несмотря на «олдскульные» пупырышки на задней стороне «баранки», все-таки скользит, даже если ты носишь водительские перчатки.

Ну а красивые оптитронные приборы, расположенный между главными циферблатами цветной информационный дисплей, девятидюймовый экран информационно-развлекательной системы и акустическая система JBL в дополнительном описании и похвалах не нуждаются. Единственное замечание — графика и интерфейс навигационной системы устарели лет этак на пять, если не более. Не зря такое количество компаний предлагают усовершенствовать навигацию Land Cruiser, дополнив ее 4G LTE модулем и обеспечив тем самым получение информации о пробках в режиме онлайн. Ну что ж, я не гордый, на тестовый автомобиль я и свой смартфон повешу.

Спальная диагональ

Наконец, багажник…. Он просто огромен. 909 литров… Слон не слон, но слоненок точно поместится, тем более, что на тест мне достался автомобиль в пятиместной модификации, без дополнительного третьего ряда сидений. Ну и отлично. Я до сих пор так и не понял истоков этой американской убежденности в том, что полноразмерный внедорожник должен иметь семь посадочных мест. Сколько ни пытался — так и не смог вообразить ситуацию, когда вам нужно везти шесть пассажиров, а багажа у них практически не будет. Ведь разложенный третий ряд сидений уменьшает доступный для поклажи объем до совершенно несерьезных величин. Единственное, что приходит на ум — отвезти гостей, собравшихся у вас в загородном доме, искупаться на ближайший пруд.

Ну и еще несколько комментариев о багажнике Land Cruiser 200. Его дверь состоит из двух частей: верхняя, снабженная сервоприводом, открывается вверх, нижняя откидывается вниз. С одной стороны, у вас образуется удобный столик, на котором можно, например, разложить дорожную снедь и устроить перекус во время остановки в дальней дорогие. Или использовать его в качестве скамеечки, на которую так удобно присесть, чтобы сменить кроссовки на охотничьи сапоги. Но этот же бортик затрудняет доступ к вещам, оказавшимся в глубине багажника.

Второе замечание касается дальних путешествий. Второй ряд сидений можно сложить, получив грузовую платформу с ровным полом. Но часть ее длины отъедают сами сложенные сидения, так что организовать нормальное спальное место хотя бы для двух членов экипажа у вас все-таки не получится. Я со своими 182 сантиметрами роста поместился только по диагонали.

Спортивный — значит нормальный

Но, как говорится, «хватит пробовать, пора испить!» Нажимаю на кнопку «Start», и под капотом оживает трехсотсильный V8. Увы, если вы ждете, что услышите могучий, будоражащий воображение рык, то вас ждет разочарование. В кабину еле-еле проникает какое-то несерьезное мурлыканье. С одной стороны, это свидетельствует о великолепной звукоизоляции салона, но с другой — о том, что драйверские эмоции не входили в приоритетный список создателей автомобиля.

Вот комфорт — да, входил. Land Cruiser плывет по Москве, как «последний троллейбус» незабвенного Булата Шалвовича. И, казалось бы, на городских скоростях оптимален режим движения Comfort. Увы — мне в этом режиме оказалось неуютно. Об энергичных маневрах можно забыть — слишком размазанными оказываются реакции, слишком вялым отклик на нажатие газа.

Toyota Land Cruiser 200 Executive Краткие технические характеристики:
Габариты (Д х Ш х В) 4 975 × 1 980× 1 865
Снаряженная масса, кг 2 785

Клиренс, мм 230
Объем багажника, л 909 / 1 545

Объем топливного бака, л 93
Двигатель бензиновый V8, 4,6 л, 309 л. с., 439 Нм

Коробка передач автоматическая, 6 ступеней
Привод полный


Перепробовав все варианты, я так и оставил режим Sport. Вот он, с моей точки зрения, заслуживает называться «нормальным»: и перестроиться можно достаточно быстро, и потенциал двигателя раскрывается. При этом Executive остается абсолютно комфортабельным автомобилем, а его подвеска с готовностью глотает любые неровности, будь то мелкие стыки, ямы в асфальте, трамвайные рельсы или «лежачие полицейские».

И все-таки комфорт

Примерно такая же картина наблюдается и на скоростных магистралях, но здесь приходится столкнуться с тем, что на трассовых скоростях в режиме Comfort автомобиль начинает «плавать» по полосе, и малейшая неровность, не говоря уж о солидных выбоинах или продольных колеях, сбивают его с заданной траектории. В режиме Sport масштабы проблемы несколько уменьшаются, но окончательно она не исчезает.

По счастью, в комплекс электронных помощников водителя Safety Sense входит режим контроля за выходом из полосы. Пропустить предупреждение невозможно: на 4,2-дюймовом дисплее в центре приборной панели вспыхивает яркая пиктограмма, занимающая почти всю его площадь.

Исключительно полезной оказалась и система, распознающая дорожные знаки. Да, «двухсотку» нельзя назвать специалистом по стремительным перестроениям и захватывающим дух ускорениям. Но ехать-то автомобиль может очень быстро, при этом ни скорость как таковая, ни ее изменения практически не ощущаются! Тут нужен глаз да глаз… Да и в напряженных поворотах стоит быть поаккуратнее и не злоупотреблять скоростью: комфортность подвески автоматически означает большие крены, даже в режиме Sport S+.

Причины городить огород

Ну и, наконец, самое интересное… Во всех релизах Toyota подчеркивает, что гидропневмоподвеска должна резко повысить внедорожный потенциал Land Cruiser 200. И чтобы получить ответ на вопрос, так это или не так, мы отправились в Подмосковье, на внедорожную трассу X-Arena. Но что же давало мне основания для сомнений?

Казалось бы, автомобиль поднимается, значит, растут и его внедорожные способности… А вот и нет.

Дело в том, что кузов Land Cruiser 200 Executive действительно поднимается относительно поверхности, но вот его дорожный просвет, который определяется расстоянием от грунта до нижней точки конструкции, не изменяется. Потому что картер редуктора неразрезного заднего моста автомобиля никуда не двигается. Так зачем тогда городить огород? На то есть несколько причин.

Во-первых, как вы помните, у Executive передний бампер получил аэродинамическую нижнюю накладку, которая, не будь возможности изменить высоту кузова, серьезно ухудшила бы геометрическую проходимость. А так, подняв кузов на максимальную высоту, вы полностью компенсируете это ухудшение.

Во-вторых, расстояние от грунта до защит картера двигателя и коробки, а также порогов, все-таки увеличивается. Ну и в третьих, владелец Executive получает возможность перемещаться по бездорожью с таким уровнем комфорта, о котором водители автомобилей с подвеской обычного типа могут только мечтать.

Ну а в остальном… О том, что несмотря на всю статусность и нацеленность на удобства для водителя и пассажиров, «двухсотка» осталась настоящим внедорожником, написано уже очень много.

Весь внедорожный арсенал Land Cruiser 200 я бы поделил на две части, «классическую» и «инновационную». К классической части я бы отнес систему постоянного полного привода с понижающей передачей в раздаточной коробке и самоблокирующимся дифференциалом Torsen в качестве межосевого. Конечно, применение самоблокирующегося дифференциала ограниченного трения в качестве межосевого никак не назовешь распространенным техническим решением, но, по крайней мере, это чистая механика. А вот такие вещи, как системы Crawl Control, Multi-Terrain Responce, Off-Road Turn Assist, равно как и систему кругового обзора с режимом «прозрачного капота», явно относятся к электронно-инновационной части. Но ведь работают, и как работают!

Инновации на марше

Трасса полигона X-Arena предназначена в основном для кросса на ATV, и там очень много крутых, до 100%, грунтовых подъемов. Несколько дней перед нашим тестом шли проливные дожди, так что подъемы эти были исключительно скользкими. Но Land Cruiser справился абсолютно со всеми. Некоторые подъемы я штурмовал в классической манере, а вот на каких-то примерял роль «внедорожного чечако» и полностью доверялся навыкам искусственного интеллекта. Автомобиль урчал, яростно хрустел тормозными механизмами, по очереди копал грунт то одним, то другим колесом, периодически за что-то цеплялся и пусть медленно, но вполне уверенно полз вперед!

А вот на вершинах подъемов очень кстати пришелся режим «прозрачного капота». Она избавляет вас от необходимости карабкаться по грязюке на своих двоих лишь для того, чтобы посмотреть — а что там, за перегибом, не притаилась ли коварная промоина, которая отправит ваш автомобиль кувыркаться, или здоровенный булыжник, об который вы обязательно повредите дорогой передний бампер? Ну и сама возможность видеть на подъеме не только закрывающий полнеба капот, но и то, что у вас непосредственно под колесами, дорогого стоит.

Очень благоприятное впечатление произвела система Off-Road Turn Assist. Одно нажатие на кнопку с соответствующей пиктограммой — и вы получаете возможность повернуть буквально на пятачке. Ведь всегда полезней заранее выставиться на траекторию, являющуюся оптимальной для прохождения конкретного препятствия, и лучше сделать это в один присест, нежели долго елозить туда-сюда, раскапывая ямы и осложняя жизнь самому себе.

А что с расходом?

Ну и, наконец, весьма болезненный вопрос о расходе горючего. Официальные документы Toyota обещают средний расход на уровне 13,9 литра на 100 км. Забудьте. «Фокстрот», как вы помните, переводится как «лисий шаг». Может быть, если сочинить танец «тёртлтрот», то есть «черепаший шаг», и постоянно двигаться в его ритме (причем не по грязи, а по асфальту!), у вас и получится приблизиться к этим цифрам.

Toyota Land Cruiser 200 Executive

Максимальная скорость, км/ч 195
Разгон 0-100 км/ч, с 8,6
Средний расход топлива, л/100 км 13,9

Я же, как ни старался не злоупотреблять нажатием на педаль газа, как ни пытался разгоняться как можно плавней и равномерней, как ни терпел работу столь нервирующей меня системы автоматического глушения двигателя при остановке, все равно получил почти 20 литров. И не я один. Поскольку в памяти бортового компьютера сохранились все данные о расходе начиная с марта, могу утверждать: у всех коллег, тестировавших автомобиль до меня, расход составил от 20 до 30 литров на «сотню».

Ну а дизель лучше…

В общем, «если б я была царица», в смысле, если бы мои доходы позволяли размышлять о покупке автомобиля за пять миллионов рублей, я бы однозначно остановился на версии с 4,5-литровым турбодизелем. Потому что покупал бы я его, в первую очередь, для поездок на большие расстояния, причем в места глухие, отдаленные и потому интересные. А в таких поездках большая экономичность дизельного двигателя означает прежде всего большую автономность по топливу.

Что же до престижности, то американцы, конечно, до сих пор считают, что дизели уместны только для «рабочих лошадок», а представительский автомобиль должен быть оснащен многолитровым двигателем на легком топливе. Европа от этой точки зрения отошла довольно давно, да и Россия от нее потихоньку отказывается, по крайней мере, применительно к автомобилям семейства Land Cruiser. Во всяком случае, статистика продаж «двухсоток» это подтверждает со всей определенностью.

Что же касается будущего Land Cruiser 200 Executive, то нет никаких оснований сомневаться в его рыночном успехе. Россия с ее огромными расстояниями, холодными зимами и экстремальными дорожными условиями предъявляет особые требования к выносливости и проходимости автомобилей, на которых передвигаются «сильные мира сего», особенно если их деятельность связана с поездками на стройплощадки, трассы газо- и нефтепроводов, карьеры и тому подобные объекты. И вот тут у Executive с его потрясающим сочетанием ездового комфорта, проходимости и традиционной надежности, соперников, почитай, и нет.

ВАМ ПОНРАВИТСЯ TOYOTA LAND CRUISER 200 EXECUTIVE, ЕСЛИ:

  • По дороге на объекты вы любите почитать биржевые ведомости;
  • В длинной дороге вы привыкли устраивать «пикники на обочине»;
  • Вы решили отойти от дел, оставить компанию на управляющих и отправиться в «кругосветку» на автомобиле.

ВАМ НЕ ПОНРАВИТСЯ TOYOTA LAND CRUISER EXECUTIVE, ЕСЛИ:

  • Ваше любимое развлечение — прокатиться по горному серпантину на предельной скорости;
  • Вы до сих пор верны своей «восьмидесятке» с дизелем 2Н и полным набором блокировок;
  • Вас не интересуют автомобили, потребляющие более 10 литров на 100 километров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *